Александр Яковлевич Розенбаум коренной ленинградец - и этим уже многое сказано.
Вспомните о том, как начиналось ваше знакомство с его творчеством.
Может быть, вы услышали много раз переписанную бобину с одесскими
песнями в исполнении "какого-то эмигранта"? Или купили пластинку
"Эпитафия" пока неизвестного вам автора? Скорее всего, вы сначала
прослушали помногу раз его песни, мимо которых пройти невозможно:
"Вальс-бостон", "Нарисуйте мне дом", "Казачья", "Есаул", "Утиная
охота", "Вещая судьба", "Налетела грусть", "Бабий Яр", "Черный тюльпан"
и многие другие, впитали в себя их какой-то особый и неожиданный для
себя смысл, - а лишь потом заинтересовались автором. До сих пор еще можно встретить людей, чье отношение к Розенбауму
основано на сплетнях и слухах 80-90-ых годов, которых было и остается
множество. До сих пор телевидение, радио и пресса зачастую обходят
стороной ту категорию людей, которые во все времена имеют свое, ярко
выраженное ДРУГОЕ мнение, - а именно к таким людям можно отнести
Александра Яковлевича. "Нельзя обмануть народ" - поётся в его песне,
посвященной Иосифу Кобзону. Так давайте проясним ситуацию с биографией Розенбаума от момента рождения до начала сольной деятельности.
Александр Яковлевич Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в
Ленинграде, в семье студентов-однокурсников 1-го Медицинского
института, Якова Розенбаума и Софьи Семеновны Миляевой. Год
институтского выпуска родителей Саши - 1952-ой, последний год правления
Сталина, ознаменовался известным делом кремлевских врачей и всплеском
антисемитизма в СССР. Семья Розенбаумов была вынуждена отправиться жить в Восточный
Казахстан, в очень маленький город Зыряновск - туда даже не были
проложены железнодорожные пути. В течение шести лет отец и мать Саши
занимались врачеванием жителей Зыряновска - в основном, это были казахи
и немногочисленные ссыльные, попавшие туда после концлагерей. Яков, по
профессии уролог, был главным врачом городской больницы, профессия
Софьи - акушер-гинеколог. В этот период в семье родился еще один сын -
Владимир Розенбаум. В пятилетнем возрасте Саша Розенбаум начал ходить в
организованную ссыльными музыкальную школу, учился играть на скрипке.
Он рано научился читать, но лишь бабушка, Анна Артуровна, сразу
разглядела в нем свои нереализованные таланты и говорила: "Саша -
исключительный". С приходом к власти Хрущева и известной либерализации, Розенбаумы
возвратились в Ленинград и снова поселились в доме № 102 на Невском
проспекте. Двадцатиметровая комната в коммунальной квартире № 25, в
которой они проживали вшестером следующих девять лет, и ленинградский
двор-колодец оказали на Александра Розенбаума такое сильное влияние,
что через 30 лет после этого он скажет: "Я все равно живу в этом мире,
мне его очень не хватает". В школу братья Розенбаумы пошли на улицу Восстания - школа №209,
бывший Павловский институт благородных девиц. "Эту школу закончили мои
родители, я и недавно - моя дочь, так что можем назвать ее нашей родной
школой". Много времени мальчики проводили во дворе, в компаниях,
скрепленных своим дворовым братством, где Саша был заводилой. Мама
отдала его в секцию фигурного катания, но сказалось увлечение боксом: в
двенадцать лет он был принят в секцию по боксу "Трудовые резервы".
"Занятия боксом меня научили рассчитывать свои действия, на эстраде
тоже, представляя ее как ринг". Музыкальное образование пришлось продолжать, обучаясь игре не на
скрипке, а на фортепиано, сначала под руководством будущего педагога
консерватории Ларисы Яновны Иоффе, а затем - талантливого учителя Марии
Александровны Глушенко. Обучался Саша нехотя, явно предпочитая упорным
занятиям на фортепиано дворовую игру в футбол или бокс. Однако в
какой-то момент на Сашу произвело сильное впечатление выступление
джазового ансамбля для обслуживания танцев, особенно пианиста. "Я решил
стать тапером. Потянуло к роялю. Стал по слуху подбирать полюбившиеся
мелодии, аккомпанемент к ним". Диплом об окончании музыкальной школы
Саша получил только по настоянию матери, и он потом очень кстати
пригодился в "Ленконцерте". Соседом бабушки по квартире был известный гитарист Михаил
Александрович Мини, у которого Саша научился первым гитарным приемам, а
в дальнейшем игре на гитаре он обучался самостоятельно. Лет в
пятнадцать-шестнадцать появились его первые стихи: рифмы непроизвольно
рождались в сознании на школьные и домашние темы, иногда веселил друзей
юмористическими стишками. Начал слушать и повторять запрещенные тогда
песни Галича, Высоцкого и Окуджавы. Этот период в жизни Александра
Розенбаума направил его к авторской песне. Свою дальнейшую судьбу он решает связать с профессией своих
родителей - медициной. Выдержав огромный конкурс, Саша, сразу после
школы, в 1968 году, поступает в Первый медицинский институт в
Ленинграде. Отзывчивый, компанейский, он охотно участвовал в
студенческих сборищах, напевая свои стихи. Для институтского капустника
были практически одновременно, с легкостью, написаны одесские песни,
навеянные героем Исаака Бабеля Беней Криком. "... не мог просто так в
23 года написать, если бы кто-то не водил за руку:". Еще на первом
курсе одна из песен, исполненная Александром на общегородском смотре в
Доме культуры Ленсовета, попала в записи на Киевский фестиваль, где
была отмечена призом "за зрительские симпатии". В институтской жизни Саши были и поездки в стройотряд в далекую
Ухту, где он получает квалификацию пильщика четвертого разряда, и
несданный "хвост", оставшийся на осень, и даже прогул традиционной
студенческой поездки на уборку картофеля, за что его со всей строгостью
отчисляют из института. Астигматизм и близорукость не дают Саше
возможность отправиться на службу в армию, и он устраивается санитаром
в послеоперационное отделение, к самым тяжелым больным. Приобщение к практической медицине побуждает оценить возможность
обучения и, когда спустя год, начальство разрешает ему возвратиться к
учебе, он осваивает медицинский курс упорно, с результатами отличными.
Своей специализацией избрал терапию и в ее усвоении проявил незаурядную
врачебную интуицию. Первый брак Александра Розенбаума длится всего 9 месяцев. Через
год после развода он женится во второй раз, на Елене Савшинской,
студентке того же медицинского института, и через некоторое время в
семье Розенбаумов рождается дочь, Аня. В 1974 году, сдав на отлично все государственные экзамены,
Александр получает диплом врача-терапевта общего профиля. Его
специализация - анестезия, реаниматология. Поэтому пошел работать в не
престижную скорую помощь, на Первую подстанцию, расположенную на улице
Попова, д.16-б, неподалеку от родного института. Почти пять лет проработал Розенбаум врачом скорой помощи - на
переднем крае медицинского сражения за человеческую жизнь. Впоследствии
он скажет: "Врач для меня, если он не ремесленник, хотя и в ремесле нет
ничего плохого, однако если он врач-доктор, то он прежде всего
психолог, то есть, когда вы приходите к больному, вы должны быстро
установить с ним психологический контакт и чувствовать его". И еще:
"То, что я вырос в халате, можно сказать, родился в халате - это
принесло признание человека: когда слушал от родителей многое об их
пациентах, много трагического, и когда мчался к больным, как врач
скорой помощи, я и созрел, чтобы творить от имени людей. Поэтому не
побоюсь самомнения - я мыслю массой людей: и не потому, что я некий
Иисус Христос, а потому, что мое человечество - это всегда огромное
количество людей больных, с трудными судьбами, которые я не в силу
дарования, а в силу своей нормальной медицинской профессии узнал,
впитал, пережил. Без медицины у меня, как певца-стихотворца, ничего бы
не вышло". В то же самое время, уже ощутив тягу к написанию и исполнению
своих песен, Александр поступает в вечернее джазовое училище при Дворце
культуры имени Кирова. Трижды в неделю, по вечерам, он старался
постигнуть основы аранжировки, навыки джазовых композиций, и в
результате получает диплом об окончании вечернего джазового училища. Впоследствии Розенбаум вспоминал, что решение о перемене
свершилось с неожиданной стремительностью, в течение трех дней. Это
верно лишь отчасти. То, что он называл велением судьбы, назревало в
течение нескольких лет, когда он, будучи врачом, выступал с песнями
даже в эстрадных коллективах (см. раздел "Рок"). Ему всегда, как он признавался, "хотелось быть лучшим в своем
деле". У врача было "было все в порядке, пока песня являлась хобби". А
когда она становилась по существу второй профессией, нужно было
выбирать". И неизбежно "почувствовал, что сижу на двух стульях, что это
не только неудобно, но и нечестно. Надо быть либо врачом, либо
артистом". Началом сольной деятельности можно считать памятное выступление
14 октября 1983 года в Доме культуры МВД имени Дзержинского. На столь
смелый шаг, как организация концерта певца с еврейской фамилией
Розенбаум, решилась директор дома культуры Раиса Григорьевна Симонова. (Материал составлен по книге Софьи Хентовой "Александр Розенбаум: сила песни" )